Классному руководителю

Классные часы можно скачать в формате Word-файлов:


Скачать
Скачать
Скачать
Скачать
Скачать
Скачать

Классный час на тему: Алкоголь и система пищеварения

Класс: 9

Дата проведения:

Присутствуют:

Учитель: Трифонова Д.Н.

Цели:

- показать влияние алкоголя на растения, насекомых, на организм подростка, женщины, мужчины;

- заставить учащихся задуматься над проблемой пьянства;

- отказаться от употребления спиртных напитков.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация.

Ход мероприятия:

Вступительное слово учителя. «АЛКОГОЛЬ И СИТЕМА ПИЩЕВАРЕНИЯ»

В наши дни очень актуальна проблема употребления алкоголя. От этого страдает все общество, под угрозу ставится порастающее поколение, здоровье будущих матерей. Вред алкоголя очевиден. Алкоголь разносится по крови ко всем органам и неблагоприятно на них действует, вплоть до разрушения. При систематическом употреблении алкоголя развивается алкоголизм. Употребление такой продукции приводит к отравлениям и даже смерти. В настоящее время алкоголизм как причина смерти во всем мире занимает по частоте третье место, уступая только злокачественным новообразованиям и сердечно-сосудистым заболеваниям. Высокий показатель смертности связан не только с большим травматизмом, но и с заболеваниями, обусловленными употреблением алкоголя.

Алкоголь ежегодно убивает 700 000 россиян. Ученые долгое время проводили опыты на растениях, жуках, птицах и животных. Все опыты показали, что алкоголь вреден для живых организмов, в том числе и для людей. Если какие-либо семена положить в чистую воду, то вскоре они прорастут. Однако, если в стакан воды вылить чайную ложку спирта, то ростки будут слабыми, не способными к жизни. Если добавить две ложки спирта - ростки погибнут.

Таким образом, спирт ослабляет рост семян растений и убивает в них жизнеспособность. Весьма интересны опыты, проведенные над насекомыми, на которых алкоголь оказывает вредное влияние. При попадании спиртового раствора в улей, через некоторое время пчелы прекращали рабочие вылеты и целыми днями оставались в улье и гудели, забывая о работе. Ученые установили, что и у птиц, и у животных поведение под действием алкоголя становится похожим на поведение пьяного человека.

На какие органы человека влияет алкоголь? Последствия алкоголизма:


  • поражение мозга,
  • пищеводное кровотечение из варикозных сосудов,
  • функциональная почечная недостаточность,
  • анемия,
  • нарушение свертываемости крови

Первыми сигналами алкоголизма являются физические проблемы. Поражение печени приводит к алкогольному гепатиту и циррозу, следом идет асцит (жидкость в животе), бактериальный перитонит (воспаляется выстилка брюшной полости), увеличение селезенки. У сильно пьющих людей развивается алкогольный гепатит и цирроз печени, увеличивается селезенка. После одного приема небольшой дозы спиртного алкоголь сохраняется в мозгу, сердце, почках, желудке от 49 часов до 15 суток.

Физиологи выяснили следующее: алкоголь в организме остается надолго. Более двух недель длится его вредное действие на организм. Даже после одного приема небольшой дозы спиртного алкоголь сохраняется в мозгу, сердце, почках, желудке от 49 часов до 15 суток. Люди, употребляющие спиртное еженедельно, хотя бы раз, никогда не смогут очиститься от алкоголя. В этом случае затормаживается нормальная деятельность головного мозга, человек теряет контроль над собой.

Большой вред наносится сердцу, оно досрочно изнашивается, и жизнь человека сокращается.

Алкоголь, отрицательно сказываясь на здоровье женщины, нарушает нормальное функционирование ее половых органов. Будущим мамам следует задуматься о своих будущих детях. Уродства в результате алкоголизма родителей.

Дети и подростки, употребляющие алкоголь подвержены инфекционным заболеваниям, так как на самом деле алкоголь ослабевает и утрачивает защитные функции организма. Пневмония, ОРЗ, ОРВИ - вот одни из немногих заболеваний которые постоянно присутствуют у таких детей и подростков.Под действием спиртного у подростков нарушается работа ритма сердца, выработка ферментов в печени, нарушается фильтрующая функция почек, память, мышление и т.д.

Задержка умственного развития вот одно из главных последствий. С трудом усваивается информация в школе, они не внимательны, рассеяны. Дети с ошибками выполняют счетно-вычислительные операции (порой не знают таблицу умножения). Дети часто прогуливают занятия в школе, большую часть времени проводить в подъездах домов или в подвалах. Алкоголизм ведет к слабоумию.

Продолжительность жизни сильно пьющих на 10 – 12 лет меньше средней. Дети думают, что пить пиво - модно. Не полностью сформированный организм быстро привыкает к напитку. Если подросток ежедневно будет выпивать бутылку пива, за год станет алкоголиком. Подростковый алкоголизм возникает и при чрезмерном употреблении пива. В России спиваются более 500 тыс. подростков. Несчастные случаи, связанные с алкоголем, - первая причина смертности среди подростков. Пристрастие к алкоголю - причина различных преступлений. Алкоголь "бьет" не только самого пьющего, но и людей, окружающих его. Вред алкоголя на организм доказан. Даже малые дозы его могут стать причиной больших неприятностей или несчастий: травм, автокатастроф, лишения работоспособности, распада семьи, утраты духовных потребностей и волевых черт человека.

Выводы:

  • Алкоголь нарушает обмен веществ в тканях систем и органов организма человека.
  • Алкоголь - это опасный нервный яд.
  • Алкоголь воздействует на кровеносную систему.
  • Алкоголь вызывает отмирание клеток всех органов организма. Уменьшается объем мозга и число нервных клеток центральной нервной системы, атрофируется печень, половые железы, слабеет сердце и так далее. Каждое употребление алкоголя вызывает необратимые последствия.
  • Алкоголь нарушает структуру ДНК, что плохо сказывается на потомстве.
  • Алкоголь это не модно, не круто, не снимает стресс.


Классный час, посвящённый Дню Конституции

Тема классного часа: Я - гражданин 

Цель: способствовать личностному становлению школьника - патриота, стимулировать интерес к изучению своих прав и обязанностей, воспитывать уважительное отношение к законам своей страны и символике государства.

Ход классного часа

Звучит Гимн России. 

- Ребята, что сейчас прозвучало, и почему все мы встали?

- Правильно, прозвучал Гимн Российской Федерации.

- И я думаю, что вы уже догадались, что сегодня мы поговорим о нашем государстве - России, о её символах, о наших правах и обязанностях граждан РФ.

- Гимн России, герб России – это символы Родины. За символами любого государства стоит многовековая история народа. Поэтому символы страны отражают и историю народа, и его устремления, особенности, национальный характер.

- Что вы знаете о флаге нашей страны? 

Викторина «Геральдика»


  1. Кто был обладателем первых гербов?
  2. В каком веке появились первые гербы?
  3. Какой государственный орган в России впервые стал составлять гербы?
  4. Что является главной составляющей герба?
  5. Какой щит является традиционным для русских и российских гербов?
  6. Какие геральдические фигуры являются самыми распространёнными?
  7. Что представляет собой герб России?
  8. Каково назначение герба?

- А сейчас поговорим о таком понятии, как «Гражданин».

- Как вы думаете, вы являетесь гражданами России? И как вы понимаете слово « гражданин»?

- Известный русский поэт Н. Некрасов сказал так о гражданине:

Поэтом можешь ты не быть,

Но гражданином быть обязан.

А что такое гражданин?

Отечества достойный сын.

- Как ты думаешь, что имел ввиду автор этих строк?

- Да, гражданин - это человек, мысли и поступки которого направлены на благо Отечества, на благо своего народа.

- Можете Вы привести примеры таких людей – наших земляков?

Краткие сообщения о Почётных гражданах Аллаиховского улуса

- Гражданин - это тот, кто обладает: 
• чувством собственного достоинства; 
• внутренней свободой, превращенной в самостоятельную дисциплину; 
• уважительным и доверчивым отношением к другим гражданам и к государственной власти;
• способностью воспринимать свои права как обязанности, и свои обязанности как права. 
- Итак, мы граждане России. Государство и его граждане связаны между собой правами и обязанностями. 
- Ведь гражданин – лицо, принадлежащее к постоянному населению государства, пользующееся всеми правами, обеспеченными Конституцией, и исполняющее все установленные Конституцией обязанности.

- Ощутить роль Гражданина в государстве поможет знание прав и обязанностей. Права дают нам возможность чувствовать себя защищёнными от произвола и насилия.

Кроссворд «Ваши права».
 По горизонтали:
1. По конвенции им является каждое человеческое существо до достижения им 18 –летнего возраста. 
2. С согласия родителей подросток с 16 лет может заниматься ____________ деятельностью. 
3. Чтобы получить среднее образование, сколько классов должен закончить каждый?
4. С 17 лет для каждого юноши добавляется обязанность встать на ___________ учет. 
По вертикали:

1. С какого возраста наступает уголовная ответственность за особо тяжкие преступления? 

2. С 14 лет, в свободное от учебы время и с согласия родителей, подросток имеет право ___________ не более 4 часов в день.


Право человека предоставляет возможность свободно жить, трудиться, иметь жилье, имущество (свою собственность), распоряжаться свободным временем, учиться, отдыхать и многое другое.

Государство обязано создать условия, чтобы каждый гражданин мог пользоваться своими правами. - Одним словом, вы имеете свой правовой статус. Правовой статус – это ваше положение в мире права. Как в геометрии положение определяется тремя координатами, так в праве ваше положение определяют права, обязанности и ответственность. По мере взросления вы получаете новые возможности, набираетесь опыта, а значит, приобретаете новые права, обязанности, ответственность – меняется ваш статус

- Почему же рядом с правами всегда есть обязанности?

Вот некоторые из обязанностей:

- Соблюдение Конституции и законов (ч.2 ст.15). Эта обязанность распространяется и на неграждан. Соблюдение Конституции и законов – всеобщее правило, не знающее исключений. Данную конституционную обязанность не следует ограничивать только Конституцией РФ и собственно законодательными актами. Граждане обязаны также соблюдать подзаконные акты, конституции и законы субъектов Федерации, акты местного самоуправления.

Речь идет о соблюдении действующего российского законодательства.
- Уважение прав и свобод других лиц. Ч. 3 ст. 17 Конституции устанавливает, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
- Забота о детях и нетрудоспособных родителях(ч.2 и ч.3 ст. 38 Конституции). Во-первых, родители обязаны заботиться о детях, их воспитании. Во-вторых, трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях. Эти обязанности граждан отражают личную ответственность каждого человека за судьбу своих родителей и детей, когда они уже или еще не в состоянии обеспечить свои жизненные потребности.
- Получение основного общего образования. Конституция возлагает на каждого гражданина обязанность получить основное общее образование, а на родителей, или лиц, их заменяющих, - обязанность обеспечить получение детьми этого образования (ч.4 ст.43 Конституции).
- Забота о памятниках истории и культуры. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ч.3 ст.44 Конституции).
- Уплата налогов и сборов. Каждый обязан платить налоги и сборы (ст.57 Конституции).За уклонение от уплаты и нарушение порядка уплаты налогов налогоплательщики несут административную, а в отдельных случаях и уголовную ответственность..
- Сохранение природы и окружающей среды. Сохранение окружающей среды осознано мировым сообществом как первейшая задача и долг не только каждого государства, но и человека. Конституция РФ гласит: «каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относится к природным богатствам» (ст.58).
- Защита Отечества. Конституция РФ объявляет защиту Отечества «долгом и обязанностью гражданина РФ» (ст.59). Однако существует много граждан, убеждениям которых или вероисповеданию противоречит несение воинской службы. В этих, а также иных установленных случаях граждане имеют право на замену военной службы альтернативной гражданской.

 - Права и обязанности граждан России записаны в основном законе РФ – Конституция РФ.

- Конституцию называют основным законом потому, что все остальные законы должны следовать принципам, провозглашённым в ней. Конституция – это своеобразный договор между гражданами и государством.

История российской Конституции.

Первая Российская Конституция была принята на V Всероссийском съезде Советов 10 июля 1918 г., а с момента опубликования 19 июля она вступила в действие. Однако ещё до этого в России велись конституционные искания. В Российской Империи не было документа с названием "конституция", но существовал Свод основных государственных законов, а в нем — раздел "Основные государственные законы", который в усечённом виде выполнял некоторые функции конституции.

На II Всероссийском съезде Советов рабочих и крестьянских депутатов 25—26 октября 1917 г. принимаются некоторые декреты, имеющие значения конституционных законов. Через пару месяцев, на III Всероссийском съезде Советов в январе 1918 г. принимается "Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа", которая, по сути, являлась "малой конституцией", так её и воспринимали современники. "Декларация" сумела сыграть в истории очень важную роль. Большевики предложили ратифицировать этот документ собранному 5 января 1918 г. Учредительному. Однако одобренная III Всероссийским съезде Советов "Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа" была, всё же, ещё не полновесной конституцией. Её подготовка активно началась несколько позже, а именно в апреле 1918 г. и закончилась летом того же года. По Конституции Россия провозглашалась федеративной республикой всех трудящихся города и деревни. Высшим органом власти в стране объявлялся Всероссийский съезд Советов. На время между съездами этими функциями обладал ВЦИК — высший законодательный, распорядительный и контрольный орган республики. СНК должен был заниматься вопросами общего управления — т.е. фактически являлся высшим органов исполнительной власти. На местах власть так же принадлежала Советам. Система Советов формировалась по принципу делегирования. Это означало, что население непосредственно выбирало только депутатов Советов самого низового звена. Все вышестоящие Советы, вплоть до съезда Советов, формировались из представителей нижестоящих Советов. В соответствии с духом эпохи решались и экономические вопросы. Конституция провозглашала задачу уничтожение эксплуатации, отмену частной собственности на землю, подтверждала декрет о рабочем контроле и переход банков в собственность государства, вводила всеобщую трудовую повинность. Конституция на демократических основах регулировала национальные, конфессиональные и социальные вопросы . Оценивая значение Конституции 1918 г. некоторые исследователи подчёркивают её переходный характер.

В годы гражданской войны выполнение очень многих конституционных норм было фактически невозможно. Но никто не подвергал сомнению сами основные положения Конституции. Даже оппозиция уже в те годы выдвигала в качестве одного из своих требований к большевистским властям соблюдать Конституцию.

После образования СССР появилась потребность в принятии новой конституции, учитывающей реалии восстановления государственного единства братских народов. Конституционное закрепление нового государства произошло 31 января 1924 на II Всесоюзном съезде Советов. По своему содержанию Конституция 1924 г. очень специфична. Фактически, она состояла из двух ранее принятых документов: Декларации и Договоре об образовании. Поэтому она целиком посвящена вопросам соотношению прав союзного центра и республик, а так же системе высших органов власти и управления союзного государства. Конституция 1924 г. так же регулировала соотношения прав и обязанностей союзного центра и республик. В отличие от других конституций, в ней не содержится характеристики общественного устройства, прав и обязанностей граждан, конструкции местных органов власти, избирательной системы. Все эти вопросы были закреплены позже в новой Конституции РСФСР 1925 г. Дальнейшее развитие государства, превращение его в единое, мощное, централизованное государство, серьёзные сдвиги в экономике, социальной и политической сферах потребовало закрепить произошедшие перемены в Основном законе. Новая Конституция была принята Чрезвычайным VIII съездом Советов 5 декабря 1936 г.

По сравнению с нормами, сохранявшимися в советском законодательстве с революционной поры, новый основной закон серьёзно расширял общедемократические права граждан. К прежнему набору традиционных прав и свобод, таких как свобода совести, слова, собраний, союзов и пр., добавляются новые. Важнейшими среди них можно назвать право на труд, на отдых, социальное обеспечение, образование и др. Впервые в практике российского законодательства конституционно признавалась неприкосновенность личности. В Конституции 1936 г. по-новому трактовалось само понятие демократии. Существенным образом изменилась структура советских органов. По новой Конституции избирательное право становилось всеобщим. Теперь избирательная система строилась по принципу один — один голос, т. е. на основе равного избирательного права. Теперь выборы должны были проходить только в округах по месту жительства. Наконец, открытое голосование было заменено тайным. Новая Конституция упростила и повысила эффективность высших органов власти. Происходит чёткое размежевание исполнительных и законодательных ветвей власти.

В последующие годы не раз предпринимались попытки создания новой конституции. Такая работа велась после Великой Отечественной войны, а так же в годы правления Хрущёва. В основе этих попыток лежало понимание необходимости расширения прав советских граждан при конкретизации их обязанностей. Однако всякий раз, из-за изменений в руководстве страной, эти попытки сворачивалась. Принята новая конституция была только в 1977 г., когда в годы правления Л.И. Брежнева происходит определённая стабилизация советской политической системы и политическая борьба в руководстве партии не приобретает таких размахов, как это случалось прежде. Во всенародном обсуждении проекта Конституции приняло свыше 140 млн. человек, т.е. 80% взрослого населения страны. В общей сложности в ходе обсуждения было получено около 400 тыс. предложений, многие из которых были учтены при доработке Конституции. В целом, Конституция 1977 г. сохраняло преемственность с более ранними конституциями, но в ней были существенно расширены права и обязанности граждан, формы государственного, повышалась роль законности в деятельности государства.

В 1991 г. СССР как единое государство прекратил своё существование. В декабре 1993 г. произошедшие изменения были закреплены в новой Конституции РФ. Россия провозглашалась демократическим федеративным государством. Наибольший вес по новому основному закону получала исполнительная власть и в стране устанавливалась президентская республика. В Конституции провозглашались основные демократические права.

С 1994 года 12 декабря отмечается как День Конституции, является государственным праздником.

Выводы

- Таким образом, подводим итог нашего мероприятия: Являемся ли мы гражданами России? (ответы).

- В России люди живут многих национальностей, которым свойственны свои обычаи и традиции, свой язык и культура. Но это не мешает им быть гражданами одной страны и трудиться на благо своей семьи и своей Родины. Гражданин – это житель страны, который признаёт её законы, любит её, гордиться ею. Вместе с ней переживает горе и радости, старается сделать её сильной и богатой.

Перед вами анкета Гражданина. Отметьте подходящие для тебя высказывания:

  • Ты – житель России
  • Любишь свою семью
  • Никогда не обидишь слабого
  • Стараешься лучше учиться
  • На тебя можно положиться
  • Ты способен признавать и исправлять свои недостатки
  • Знаешь, что такое хорошо и что такое плохо и поступаешь в соответствии с этим
  • Умеешь отвечать за свои поступки
  • Стараешься приносить пользу окружающим тебя людям
  • У тебя много друзей
  • Уступаешь место в транспорте
  • Читаешь газеты и смотришь программу «Новости»
  • Ты способен сочувствовать и сопереживать
  • Бережно относишься к окружающей нас природе
  • Интересуешься историей
  • Знаешь свои права и обязанности
  • Помогаешь по дому родителям

Если ты отметил для себя больше половины высказываний, то ты растёшь настоящим Гражданином своей страны.

До свидания. Спасибо за работу.


Конспект брейн-ринга на тему: "Любовь моя – моя Якутия"

Программное содержание:

  • Учить детей внимательно слушать вопросы, совместно обсуждать их, уважительно относиться к мнению сверстников и взрослых, полно, понятно, мотивированно на них отвечать.
  • Обобщить и систематизировать знания детей о родном крае.
  • Воспитывать патриотические чувства, чувство гордости к родному краю.

Материал:

Эмблемы, флаг Республики Саха /Якутия/

Ход занятия:

- Здравствуйте, дорогие учащиеся, учителя и гости! Мы рады приветствовать вас на нашем торжественном вечере, посвященного Дню нашей республики. Сегодня у нас в программе игра «Брейн-ринг» на тему «Любовь моя- моя Якутия», в которой, будут участвовать наши ученики с 4-9 классы.

- В этой игре дети покажут, насколько хорошо они знают свой край. В игре участвуют 2 команды: команда "Дьулуур" /Стремление/ и команда "Кэскил" //.

Гости приветствуют команды. Входят по очереди одна, затем другая команда. (Выбор капитанов команд)

А сейчас команды обменяются приветствиями.

"Дьулур"

Мы приветствуем команду "Кэскил"
И желаем всем не знать усталости,
Чтоб результаты ваши
Доставили всем много радости.

"Кэскил"

А вам, наш "Дьулур" дорогой,
Желаем от души,
Чтоб результаты ваши
Все были хороши.

За игрой команд будет внимательно следить уважаемое жюри ____________________________

Уважаемые игроки, выслушав вопросы, задания вы все вместе командой его обсуждаете, готовите ответ. На подготовку ответа дается 30 секунд, и как только услышите сигнал о том, что время закончилось, быстро поднимаете флажок. Это значит, что команда готова ответить. Отвечать должен один участник из команды. Если знаете ответ до сигнала, поднимайте флажок сразу. За правильный ответ команда получает 1 балл.

1 конкурс-разминка.

Это якутские загадки. Будьте внимательны.

На северной стороне шелковый платок трепещется, колышется. (северное сияние)

Говорят, сам не виден, да очень свиреп. (мороз)

Говорят, есть нечто, что летом исчезает, а зимой оживает. (снег)

Говорят, есть слово, за которое все люди мира борются. (мир)

Говорят, нечто течет, течет, да не вытечет, убегает, убегает, да убежать не может. (река)

Без рук, без ног, да всему учит. (книга)

Разминка закончена, прошу команды, занять места за своими столами.

2 конкурс - конкурс эрудитов.

Хорошо ли вы знаете свой край?


  1. Как называется край, в котором мы с вами живем?
  2. Как называется наш улус? /Аллаиховский/
  3. Назовите центр нашего улуса. /Чокурдах/
  4. В каком году основан п. Чокурдах?
  5. Кто знает, откуда произошло название Чокурдах? (Чокур – есть кремнистый камень, Дах – он здесь, бери руками, А горит огонь в горах, то и есть поселок Чокурдах.)
  6. Назовите основателя музея «Природа тундры и охотничьего промысла»? /Дмитрий Алексеевич Лебедев/
  7. Какой поделочный камень назван в честь притока Олекмы? (Алмаз, чароит, топаз) река Чара
  8. Самое большое озеро в Якутии? (Неджили, Моготоево, Абалах)
  9. Как называется дом оленевода? (балаган, чум, яранга)
  10. Самая крупнейшая река в Якутии, которая входит в первую десятку крупнейших рек мира. (Протяженность 4000 км.)
  11. Одно из чудес света, которое находится по реке Лена? (Ленские столбы)
  12. Назовите столицу алмазного края? (г.Мирный)
  13. Какие улусы нашей республики вы знаете?
  14. Какой национальный праздник ежегодно проводится в разгар лета? (Ысыах, 21 июня)
  15. Назовите национальные игры. (спортивные игры: прыжки на одной ноге – кылыы ; прыжки на двух ногах – ыстанга ; прыжки - куобах, заячьи прыжки ; борьба – хапсагай ; прыжки через нарды; перетягивание палки ).
  16. Что проходило в Якутии в 2012 году с 5-го по 15-ое июля? (прошли пятые игры это спортивные игры “Дети Азии”)

Жюри подводит итоги.

3 конкурс. Называется «Животный мир» состоит из 3 заданий, каждое задание посвящено животным и птицам нашего края. Богат и разнообразен животный мир Якутии. Как же знают этот мир наши игроки, мы узнаем по их ответам.

1 задание:

На столах лежат картинки с изображением разных животных. Ваша задача отобрать карточки с изображением диких животных нашего края.

2 задание:

А сейчас ребята, вам будут задавать вопросы наши ученики нач. классов и учителя (видео-презентация).

- Самый большой хищник в Якутии? (Лось, бурый медведь, белый медведь)

- Как называется благородный олень? (лось, косуля, изюбр)

- Какому животному помогает хвост при полете? (белка)

- Какой корм ест бурундук зимой? (ягоды, орехи, насекомых) (барсук зимой спит)

- Кто на себе лес таскает?

- Кто из хищных животных зайдет в воду, становится "рыбой", а выйдет животным? (лиса, лось, белый медведь)

- Когда птица громче поет в полете или сидя на ветке? (в полете)

- Как называется книга, в которую записывают редкие виды растений?

- Почему Красная книга природы имеет красный цвет обложки? (цвет тревоги).

4 конкурс «Герои войны Якутяне»

Назовите

5 конкурс "Изобрази животное" (пантомима), команда угадывает у другой команды.

6 конкурс презентация что изображено на картинке? (презентация)

И наконец последний 7 конкурс - конкурс капитанов. 1. Домашнее задание было дано нашим капитан придумать вопросы командам о Якутии.

1. Составьте символику флага Якутии.

- Что означает белый круг на голубой полосе?

- Что означает зеленый цвет?

- Красный цвет;

- Белый цвет? В конце показать флаг и значение цветов.

Хорошо, пока жюри подводит итоги, предлагаю встать в хоровод, “Осуохай” (один прославляет свой родной край, остальные повторяют за ним, двигаясь по кругу якутским шагом).

Итоги жюри.

Вручение призов.


Классный час на тему: Дорога и пешеход

Дата проведения кл. часа:

Класс: 6

Присутствуют:

Кл. руководитель: Трифонова Д.Н.

Цели:

Закрепить правила поведения учащихся на улице и дорогах; пробудить интерес к изучению «дорожной грамоты»; воспитывать умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.

Лозунг: Всем, кто любит погулять,

Всем без исключенья - нужно помнить, нужно знать Правила движения!

1. Вступительное слово учителя.

Ребята, все вы живете в деревне, ходите по его улицам. А вы замечали когда-нибудь, что улица умеет "разговаривать" с водителями машин и автобусов, с пешеходами и велоси­педистами. Надо только хорошо знать язык, на котором раз­говаривает улица. А язык этот создавался постепенно. Сей­час он называется Правилами дорожного движения. Первое время Правила в разных странах отличались друг от друга. Но люди все чаще и чаще стали совершать поездки в другие страны. И появилась необходимость создания единых Правил для многих стран.

В 1909 г. в Париже состоялась конференция, на которой были установлены общие для всей Европы Правила дорожного движения.

В СССР вплоть до 1940 г. не было единых Правил дорожного движения, они разрабаты­вались и утверждались местными органами власти и имели существенные различия. Первые единые для всей страны Правила дорожного движения были введены в дейст­вие с 1 января 1961 г.

Перелистав страницы Правил, вы найдете много слов: «обязан, должен, запрещается, допускается, разрешается и так далее». «Ну, просто, ни шагу без ограничений для пешеходов, ни километра дороги без запретов для водителя!». Да, правила ча­ще запрещают, чем разрешают. Но без этого никак нельзя.

Правила можно сравнить со сказочным клубком, который позволяет заблудившемуся путнику выйти из лабиринта, сохранив свою жизнь и не покалечив другого участника дорож­ного движения.

В настоящее время количество транспорта приближается к количеству жителей на планете. И без закона, определяющего правила движения этих ТС и всех других участников дорож­ного движения, обществу не, обойтись. Если бы не было строгих указов по наведению порядка на дорогах всех стран, не было бы Правил дорожного движения, люди сами отказались бы от транс­портных средств или они были бы запрещены законом как «средство массового уничтожения».

2. Аварийность на автомобильном транспорте является одной из острейших социально- экономических и демографических проблем, которая представляет угрозу национальной бе­зопасности страны. Об этом наглядно свидетельствуют цифры аварийности. Так, за 2005 год в автоавариях погибло около 35 тысяч человек. Ежесуточно на дорогах страны погибают 95 человек, в том числе 4 ребенка, и около 700, из них 67 несовершеннолетних, по­лучают различные телесные повреждения. Такие колоссальные человеческие потери на доро­гах не несет ни одна страна мира. По сравнению с 1997 годом число погибших в стране воз­росло на 27,8%. Именно поэтому проблема безопасности на дорогах обсуждалась на Госсове­те, где и была поручена Правительству РФ разработка Концепции федеральной целевой про­граммы "Повышение безопасности дорожного движения в 2006 — 2012 годах".

Основная причина высокой аварийности на дорогах — низкая дисциплина водителей и пешеходов. Дети не знают правил безопасного поведения на дорогах, не умеют правильно ориенти­роваться в дорожной обстановке. В результате примерно три четверти всех ДТП, где дети яв­ляются активными участниками дорожного движения, то есть пешеходами и водителями транспортных средств, происходит в результате их непродуманных действий. Среди самых наиболее частыми являются:

*переход через проезжую часть вне установленных для перехода мест-35-40%;

*неожиданный выход из-за движущихся или стоящих транспортных средств или других препятствий, мешающих обзору- 25-30%;

*нарушение требований ПДД при движении на велосипедах или роликах- 10-15%;

*неподчинение сигналам светофора и регулитовщика-5-10%;

*игры на проезжей части и ходьба по ней при наличии тротуара-5%.

3. Правила безопасного поведения на дороге.

Каждый из нас ежедневно переходит улицу или дорогу, многие пользуются общественным транспортом, некоторые являются водителями велосипедов- все это делает нас участником дорожного движения. Пеше­ходы должны придерживаться левой стороны — ходить по левой обочине на дорогах, где нет специальных тротуаров для пешеходов. Это требуется для того, чтобы люди хорошо видели встречные машины и заранее могли отойти в сторо­ну. На тротуаре не полагается ходить по нескольку человек, взявшись под руки. Если мы несем ка­кой-либо большой предмет, толкаем тачку, везем санки или ведем велосипед, то наше место на правом краю дороги у тротуара. Детские группы водят только по тротуару или по левой обочине доро­ги — там, где нет тротуаров, по двое в ряд. Сопровождать их должны по край­ней мере двое взрослых.

Особенно осторожно надо ходить по дороге в темноте. Хотя фары приближа­ющегося автомобиля освещают дорогу, зачастую водитель не замечает пешехо­да. Трудно водителю заметить пешехода в тумане, в дождь, метель или же когда навстречу идет другое транспортное средство. Фары встречной машины ос­лепляют водителя. Поэтому на­до дать о себе знать. В темное время суток пешеход должен иметь при себе световозвращающие значки-фликеры. Когда свет от фар падает на такой значок — водитель обязательно заметит отсвет.

Предположим, что мы оценили расстояние и на­чали переходить дорогу. Никогда нельзя забывать, что за одной машиной может быть скрыта другая, двигающаяся в том же направле­нии. Невнимательный пешеход может попасть под ее колеса. Особенно опасен крупногаба­ритный транспорт, даже если он стоит. Ведь из-за него не видно легковую машину. На нашем пути еще два опасных перекрестка. Многие водители понимают это и час­то на этих перекрестках уступают дорогу зазевавшимся пе­шеходам. Но нельзя забывать, что машина может оказаться неуправляемой: откажет руль, тормоза и т.п., да и сами води­тели не всегда бывают дисциплинированными.

Движение пешехода регулируются светофором, линиями разметки, указателями, дорожными знаками и регулировщиком.

4. Закрепление нового материала.

 1) Викторина «Правила для пешехода».

  1. Почему мы в потоке движения придерживаемся правой стороны?
  2. Когда мы идем по левой обочине дороги?
  3. Почему надо хорошо знать и вы­полнять Правила дорожного движения?
  4. Как нужно вести себя пешеходу в темное время суток на дороге?
  5. Где должны ходить пешеходы?
  6. Где пешеходы могут переходить улицу?
  7. Какие сигналы светофора вы знаете и что они обозначают?
  8. Что означает мигание зеленого сигнала светофора?
  9. Что означает, если одновремен­но горят красный и желтый сигналы светофора?
  10. Почему нельзя кататься на вело­сипеде по тротуару и проезжей час­ти?
  11. Почему нельзя играть на проез­жей части дороги?
  12. Что делает регулировщик?

 2) Отгадайте загадки о дороге.

*От дома начинается, Не живая, а идет,  
 Неподвижна, а ведет, у дома и кончается.           (Дорога)

* Не летает, не жужжит, жук по улице бежит,

 И горят в глазах жука два блестящих огонька. (Автомобиль)

* Встало с краю улицы в длинном сапоге

 Чучело трехглазое на одной ноге.

 Где машины движутся, где сошлись пути,

 Помогает улицу Людям перейти. (Светофор)

 *Бывает же работа —

 Завидно от души! —

 Свисти, когда охота,

 Да палочкой маши. (Регулировщик)

3) Отгадайте загадки о дорожных знаках.

 Знак 1:

Это знак такого рода,

Он на страже пешехода.

Переходим с куклой вместе

Мы дорогу в этом месте.

Как называется мой знак? (Пешеходный переход)

Знак 2:

 Где нет дорожки пешеходной,

Там есть подземный переход.

Ты по нему всегда свободно

Иди, как ходит весь народ.

Какой это знак? (Подземный переход)

Знак 3:

Шли из школы мы домой.

Видим – знак на мостовой:

Круг, внутри – велосипед,

Ничего другого нет.

Что это за знак? (Велосипедное движение запрещено)

Знак 4:

Я хочу спросить про знак.

Нарисован знак вот как:

В треугольнике ребята

Со всех ног бегут куда-то.

Что это за знак? (Осторожно, дети!)

4) Конкурс: отбирать с доски группы знаков: запрещающие, предупреждающие, предписывающие.

5. Подведение итогов.

 

Классный час для 5- 8 классов «Советские Актёры – участники Великой Отечественной Войны»

Цель мероприятия:

- активизация патриотической деятельности обучающихся в рамках 70-летия Великой Победы.

- воспитание патриотизма

- воспитание чувства гражданского долга.

Задачи мероприятия:

- через пример советских актёров показать масштабы ВОВ

- указать на достойные качества гражданина

- развить стремление к дополнительному самостоятельному изучению истории ВОВ.

Оборудование и методические материалы:

- презентация, документальный фильм «На краешке войны», проектор, экран.

В мероприятии участвовали обучающиеся 5 и 8 классов, так как это способствовало широкому охвату электората школы.

Учитель:

Мы знаем и любим очень многих артистов Советского кино, а также их работы в кино. Ребята в этом году наша страна отмечает 70-летие победы в Великой Отечественной войне .Мы любим и помним таких артистов, как Ю. Никулин, В. Басов, А. Смирнов, А.Папанов, М.Пуговкин, и многих других. Но мы почти ничего не знаем о главной роли каждого из них – о их роли в Великой Отечественной войне. А ведь они все участвовали в боях за нашу Родину против фашизма. Мы хотим с 8 классом поделиться с вами о том, что сами узнали о некоторых из этих знаменитостях.

Показ презентации.

Юрий Никулин.

18 ноября 1939 года, в соответствии с Указом о всеобщей воинской обязанности, Ю. Никулина призвали в армию. Служил Никулин в войсках зенитной артиллерии под Ленинградом. Уже с первых дней Великой Отечественной войны, батарея Никулина открыла огонь по фашистским самолетам, которые прорывались к Ленинграду, закидывали Финский залив глубинными минами. В составе зенитной батареи Никулин воевал до весны 1943 года, дослужился до звания старшего сержанта. Затем, с ранениями, он дважды побывал в госпитале. После выздоровления, из госпиталя его направили в 72-й отдельный зенитный дивизион под г. Колпино. Победу Юрий Никулин встретил в Прибалтике. Был награжден медалями «За отвагу», «За оборону Ленинграда» и «За победу над Германией».

Слайд: Фильмы с участием Ю. Никулина. Алексей Смирнов.

Его знала и любила вся страна, но даже многие его друзья не знали, что он командир огневого взвода 169 миномётного полка, прошёл путь от рядового до лейтенанта. Что он полный кавалер ордена Славы, кавалер Ордена Красной Звезды. Просто, Алексей не любил делиться с кем – либо своими воспоминаниями о войне. Однако завершить войну в Берлине Алексею Смирнову так и не удалось. В 1945-м году, во время одного из боев, он был сильно контужен взрывом снаряда. А после лечения в госпитале – комиссован…
Алексей Смирнов, после войны, снимался во многих фильмах. И любая его роль в фильме, даже маленькая, была ярко выражена и заметна. Последний фильм, в котором он снимался, был фильм его друга Леонида Быкова «В бой идут одни старики».
Герой Великой Отечественной, один из лучших советских актеров послевоенного поколения..

Слайд: Фильмы с участием А.Смирнова. Анатолий Папанов.

В первый же день войны 22 июня 1941 года он ушел на фронт. Дослужился до старшего сержанта. В 1942-м был направлен на Юго-Западный фронт. Там готовилось большое наступление советских войск. Под Харьков были стянули несколько советских дивизий, которые попали в «котел». Немцы перешли в контрнаступление, и советские войска были вынуждены отступать до самого Сталинграда. Двадцатилетний Анатолий Папанов командовал тогда зенитной батареей. В этих боях, он роль солдата, которому некуда отступать – прожил сполна. Под Харьковом Папанов узнал, что значит служить в батальоне, который просит и не получает огня. Там он был тяжело ранен в ногу, попал в госпиталь и, в 21 год от роду, вышел из него инвалидом. «Разве можно забыть, как после двух с половиной часов боя, из сорока двух человек осталось тринадцать?» – вспоминал Папанов. Об этом времени – одна из самых ярких и значительных ролей актера – роль генерала Серпилина в экранизации романа Симонова «Живые и мертвые».

Слайд: Фильмы с участием А. Папанова. Иннокентий Смоктуновский.
Смоктуновский попал на фронт в 1943 году, едва исполнилось 18 лет. И сразу попал в пехоту, которую нещадно выбивали в боях. За доставку донесения под огнём он был представлен к медали За отвагу. Но эту первую награду он получил последней. Через 49 лет ему вручили её на сцене МХАТА. В декабре под Житомером он попал в плен. Бежал. Умирающего от голода в зимнем лесу сержанта Кешу спасла украинская крестьянка Василиса Шевчук, став знаменитым артистом, он помогал ей до самой её смерти. В феврале 1944 он воюет в партизанском отряде имени Ленина.
До последних дней ему снилось самое страшное из увиденного на войне : расстрелянный и сожжённый отряд наших кавалеристов. В своей книги он писал 6 «Не верьте, что на войне не страшно, это страшно всегда. А храбрость состоит в том, что тебе страшно, а ты должен преодолеть животный ужас и идти вперёд, и ты это делаешь. Участник битвы на Курской дуге, форсировании Днепра, освобождении Киева. Дошел до Берлина. Награжден орденом Отечественной войны I степени, двумя медалями «За отвагу», медалью «За победу над Германией».

Слайд: Фильмы с участием И. Смоктуновского. Владимир Этуш.
У студента театрального училища Владимира Этуша, была бронь. Но осенью 1941 года, увидев, что в зале сидит 13 человек, он понял, что людям стало не до театра. 16 октября он ушёл на фронт добровольцем.
Закончил школу военных переводчиков в Ставрополе. Сражался в горах Кабарды и Осетии, освобождал Ростов-на-Дону, Украину. Старший лейтенант, помощник начальника штаба полка. В 1943 году был тяжело ранен и комиссован. После госпиталя получил 2-ю группу инвалидности.
Награжден орденом Отечественной войны I степени, орденом Красной Звезды, медалями «За оборону Кавказа», «За оборону Москвы», «За победу над Германией».

Слайд: Фильмы с участием В.Этуша. Михаил Пуговкин

18 летний Михаил, 24 июня 1941 года ушёл на фронт добровольцем. Первый бой принял на Смоленщине – колонна машин, в которых ехали еще даже не переодетые в военную форму ополченцы, подверглась налету немецких бомбардировщиков. Михаил оказался в числе немногих, кому посчастливилось уцелеть. В качестве разведчика служил в стрелковом полку. В августе 1942 года получил ранение в ногу под Ворошиловградом. Началась гангрена, бойца готовили к ампутации. Он возмутился: «Доктор нельзя мне без ноги, я же артист!» Хирург спас ногу и спас его жизнь. Через год комиссованный Пуговкин отплясывал на съёмочной площадке фильма «Свадьба».
Награжден орденом Отечественной войны II степени и медалью «За победу над Германией».

Слайд: Фильмы с участием М. Пуговкина. Владимир Басов

Капитан, командир батареи 424 мотострелкового полка 14-й зенитной артиллерийской Рижской дивизии Резерва ГК СВГК, заместитель начальника оперативного отдела 28-й отдельной артиллерийской дивизии прорыва резерва Главного командования.

Награжден орденом Отечественной войны I степени, орденом Красной Звезды и медалью «За боевые заслуги».

Слайд: Фильмы с участием В. Басова Леонид Гайдай
В 1942 году Леонид Гайдай призван в армию. Первоначально его служба проходила в Монголии, где он объезжал лошадей, предназначенных для фронта. Высокий и худой Гайдай на приземистых монгольских лошадях смотрелся комично, но со своей ковбойской работой справлялся успешно. Он, как и другие его сверстники рвались на фронт. Находиться в мирной Монголии, они считали стыдным. Кроме того, новобранцев частенько забывали кормить и они страшно голодали.
Когда приехал военком отбирать пополнение в действующую армию, на каждый вопрос офицера, Гайдай отвечал "Я". "Кто в артиллерию?" "Я", "В кавалерию?" "Я", "Во флот?" "Я", "В разведку?" "Я" - чем вызвал недовольство начальника. "Да подождите вы, Гайдай, - сказал военком, - Дайте огласить весь список". Из этого случая, через много лет родился эпизод фильма "Операция "Ы"".

Гайдая направили на Калининский фронт.

Гайдай служил во взводе пешей разведки, неоднократно ходил во вражеский тыл брать языка, был награжден несколькими медалями.

В 1943 году, возвращаясь с задания, Леонид Гайдай подорвался на противопехотной мине, получив тяжелейшее ранение ноги. Около года провел в госпиталях, перенес 5 операций. Ему угрожала ампутация, но он от нее категорически отказался. "Одноногих актеров не бывает" - сказал он. Последствия этого ранения преследовали его всю жизнь. Время от времени рана открывалась, выходили осколки, воспалялась кость и эти мучения длились годами. Он был инвалидом, хотя никогда никому не говорил об этом. Посторонние об этом не только не знали, но и не догадывались, потому что Леонид терпеть не мог показывать свои болезни или недомогания. У него был настоящий мужской характер.

Слайд: Фильмы снятые Л. Гайдаем.

Ученик

Нелегко биография пишется,-

Сколько разных преград на пути.

И бывает, что ноги не движутся,

 А приходится всё же идти.

На победу ногам работали

Добровольно в солдаты вы шли,

Поднимали знамёна над дотами

И вставали в атаку с земли!

Ученик

Всегда рядом - солдаты

Не трудно их сразу узнать.

Виски их всегда седоваты

В походке военная стать.

Над ними не властвует время

Они и добрей, и мудрей.

Никто никогда не забудет,

Тысяча четыреста восемнадцать дней.

Показ видеофильма «На краешке войны».

Просмотр видеофильма Ю.Никулина «На краешке войны»

Заключительное слово учителя.


Тема: «Дружба»

Цель урока: формирование представления о дружбе, как о важнейшей нравственной ценности, о качествах, которыми должен обладать настоящий друг.

Задачи урока:

  • показать ценность и необходимость дружбы, важность друзей в семейной и общественной жизни человека;
  • развивать умение анализировать поступки и соотносить их со своими, с общими человеческими ценностями;
  • развивать навыки сотрудничества со сверстниками;
  • воспитывать у школьников чувство доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Оборудование: презентация к уроку «Дружба», Толковый словарь С. И. Ожегова, Толковый словарь В. И. Даля, печатный раздаточный материал, фонограмма детской песни «Дружба» (группа «Барбарики»), выставка художественной литературы о дружбе.
Ход урока:

Организационный момент.

— Я рада приветствовать вас на уроке, посвященном одной важной теме. Мы продолжим наш разговор о человеке и его личностных качествах. Думаю, что сегодняшний урок принесет нам радость общения друг с другом. Повернитесь друг к другу лицом, улыбнитесь, посмотрите своему соседу в глаза и скажите: «Желаю тебе сегодня на уроке…»


  1. Актуализация знаний.
    - Начнем урок с кроссворда.



Вопросы к кроссворду:
1.Как назвать одним словом отзывчивость, благожелательность, стремление помогать людям. (Доброта).
2.Как называют человека высоконравственного, самоотверженного, честного и открытого. (Благородный).
3.Умение разумно решать разные сложные вопросы, давать нужные советы. (Мудрость).
4.Это свойство души можно увидеть во взгляде человека, услышать в его голосе. (Нежность).
5.Как называют экономного человека. (Бережливый).
6.Этим словом называют человека исполнительного, соблюдающего порядок, выполняющего всё старательно и точно. (Аккуратный).

III. Формулирование темы и цели урока. Постановка проблемы.
— Ребята, прочтите ключевое слово кроссворда.
— Сформулируйте тему урока.

Л.Измайлов «Монолог о дружбе»
Что такое дружба? Каждый знает.
Может быть, и спрашивать смешно.
Ну, а всё же, что означает
Это слово? Значит что оно?

-Какие вопросы мы поставили перед собой, что мы хотим узнать сегодня на уроке?

— Мы поговорим с вами о дружбе, друзьях — о тех человеческих качествах, которые помогают каждому из нас обрести друзей, найти взаимопонимание, стать настоящим Человеком.


  1. Поиск решения проблемы. «Открытие новых знаний».
  2. Упражнение «Мозговой штурм».
    — Какое красивое слово «Дружба»! Взрослые часто говорят вам, что нужно быть дружными, уметь дружить, т. е. дружно жить. Так что же такое дружба?
    2. Упражнение «Расшифруйте слово».
    — Давайте расшифруем слово «дружба» необычным способом. Используя каждую букву, назвать слова, объясняющие, что такое дружба…

Д — доверие, доброта, доброжелательность
Р — радость
У — уважение, ум, уверенность
Ж — жизнь, желание, жалость
Б — борьба, благодушие, бескорыстие, благополучие
А — активность, аккуратность

3.Работа с толковым словарём.
— Обратимся к толковому словарю Сергея Ивановича Ожегова. Найдите в словаре слово «дружба» и узнайте его значение.
Дружба — близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.
— Владимир Иванович Даль в своем знаменитом «Толковом словаре» проводит такое определение дружбы: «Дружба — … это бескорыстная приязнь». Ты дружишь с человеком не для того, чтобы он тебе что-нибудь хорошее сделал, не потому, что это выгодно. Ты дружишь с человеком потому, что он близок тебе, близки его интересы, взгляды.
4. История возникновения слова дружба.
— Прежде всего, слово «дружба» имеет не одно, а несколько различных значений. И не только в наше время. Две тысячи лет тому назад это обнаружил Аристотель, который как раз и пытался дать определение различным типам дружбы, чтобы выделить среди них истинную дружбу. Он различает главным образом дружбу, основанную на интересе, и дружбу благородную, которая одна только и заслуживает права считаться настоящей. Поэтому даже в Древней Греции отношения, связывающие двух деловых людей, воспринимались не как дружба, а как заинтересованность в успехе общего дела.
По одной версии — слово дружба произошло от глагола «дружить».
По другой версии от слова «дружина», которое в русском языке означает воинский отряд. Но по славянскому и болгарскому языку означает домочадцев и семью.
5. — Ребята, назовите однокоренные слова к слову дружба.
(Дружина, подруга, друг, друзья, дружить, дружок, содружество, дружненько).
— Подберите к нему синонимы.(Дружелюбие, лад, мир, единение, единство, согласие, общение).
— Мы вместе составили многоаспектный анализ слова «дружба».
6. — Послушайте, как о дружбе говорят поэты. (Заранее подготовленный ученик читает стихотворение «Что такое дружба»)
(Чтение стихотворения ученицей)

Что такое дружба?
Спросила я у птицы.
— Это, когда коршун
Летит рядом с синицей.
Спросила я у зверя:
«Что такое дружба?»
— Это, когда зайцу
Лисицы бояться не надо.
А после спросила я у девочки:
«Дружба что такое?»
— Это что-то огромное,
Радостное, большое.
Это, когда ребята все сразу,
Вместе играют.
Это, когда мальчишки
Девчонок не задирают.
Дружить должны все на свете:
И звери, и птицы, и дети!

Вопросы учащимся:
— А считаете ли вы что дружить должны все на свете?
— А кто это все на свете?
— Почему должны дружить все на свете?

— Действительно, как сказал древний философ Марк Туллий Цицерон «Без истиной дружбы жизнь — ничто».
— Объясните смысл этих слов.

7. Самостоятельная работа. (Метод кластера).

— Дружба имеет свои отличительные черты.

— Составим кластер (в центре ключевое слово дружба).
— Назовите отличительные черты дружбы.
(Вокруг ключевого слова понятия: избирательность, бескорыстность, взаимная симпатия, общность интересов).
Избирательность — человек не может выбрать себе соседей или одноклассников, он не обязан с ними дружить, достаточно просто ровных и доброжелательных отношений. Друзей же человек выбирает сам. Не зря же говорят «Скажи мне кто твой друг и я скажу кто ты».
Бескорыстность — ещё одна отличительная черта дружбы. Это отсутствие стремления к личной выгоде, наживе. Друзьям просто приятно во всем помогать друг другу. Друзья делятся друг с другом всем лучшим, что у них есть.
Взаимная симпатия и общность интересов — это люди близкие по духу, поведению, увлечениям. Но это не означает, что между друзьями нет отличий. Различия только обогащают дружбу, делают её ещё интереснее.
Что у нас получилось? (солнышко)
Дружба — это солнце, которое согревает нас, когда мы счастливы.

V.Физкультминутка. (фонограмма песни «Дружба» группа «Барбарики»)

Погладить соседа слева, обнять соседа справа, улыбнуться тем, кто сзади, пожать руку тем, кто впереди.

VI. Первичное закрепление.

  1. 1.Составление «Синквейна».
    Работа в парах.
    — Подведем итог, составим синквейна на тему «Дружба». Работать будем в парах.
    1. Заголовок.
    2. Составьте 2 прилагательных.
    3. Три глагола.
    4. Фраза, несущая определенный смысл.
    5. Вывод (1–2 слова), обычно существительное. Синоним слова.

Например:

1.Дружба.
2.Настоящая, верная.
3. Зарождается, хранится, рушится.
4. Несчастен тот, кто её не испытал.
5. Доверие.

Проверка: фронтальная.

2. Беседа. Работа с притчей.

— О дружбе размышляли во все времена. Мысли о ней письменно и устно излагали и поэты, и ученые, и философы. Готовясь к уроку, я нашла замечательную притчу. Может, кто-то из вас напомнит нам, что обозначает слово «притча»?

Притча — малый поучительный рассказ, заключающий в себе моральное или религиозное поучение. Близка к басне.

— Самостоятельно прочитайте притчу, вспомните пословицу, которая очень часто употребляется в речи и подходит по смыслу, выполните задание.

Жил-был юноша с плохим характером. Отец дал ему полный мешок гвоздей и сказал: “Забивай один гвоздь в ворота сада каждый раз, когда потеряешь терпение или поругаешься с кем-либо”. В первый день он забил 37 гвоздей в ворота сада. В последующие недели научился контролировать количество забитых гвоздей, уменьшая его изо дня в день. Понял, что проще контролировать себя, чем забивать гвозди. Наконец, наступил тот день, когда юноша не забил ни одного гвоздя в ворота сада. Тогда он пришел к отцу и сказал ему эту новость. Тогда отец сказал юноше: “Вынимай один гвоздь из ворот каждый раз, когда не потеряешь терпения”. Наконец, наступил тот день, когда юноша смог сказать отцу, что вытащил все гвозди. Отец подвел сына к садовым воротам: “Сын, ты прекрасно себя вел, но посмотри, сколько дырок осталось на воротах!” Никогда они уже не будут такими как раньше. Когда ты с кем-то ругаешься и говоришь ему неприятные вещи, ты оставляешь ему раны как те, что на воротах. Можешь вонзить в человека нож и потом вытащить его, но всегда останется рана. И будет не важно, сколько раз ты попросишь прощения. Рана останется. Рана, принесенная словами, причиняет ту же боль, что и физическая. Друзья – это редкое богатство! Они заставляют тебя улыбнуться и подбадривают. Они готовы всегда выслушать тебя. Они поддерживают и открывают тебе свое сердце. Покажи своим друзьям, как они тебе дороги.

Запиши пословицу:
Проверка выполнения задания:
— Чтение вслух притчи учащимися.
Беседа:
— Какими мыслями и чувствами вам захотелось поделиться?
— Какая пословица подходит по смыслу к притче? (Не имей сто рублей, а имей сто друзей.)
— Объясните её смысл?

3. Работа с пословицами.
— Люди сложили много пословиц и поговорок о дружбе, о друге. Я предлагаю вам несколько, но их надо продолжить.
Друг за друга держаться — ничего не бояться.
Друга ищи, а найдешь — береги.
Кто любит лгать, того нельзя в друзья брать.
Новых друзей наживай, а старых не забывай.
Не тот друг, кто медом мажет, а тот, кто правду скажет.

VII. Включение нового знания в систему.
1.Работа над понятием «друг».

— А сейчас мы поговорим о том, какими качествами должен обладать человек, умеющий дружить.
Посмотрите на экран и дополните: «Друг — это тот, кто….»
Я начну с себя «Друг — это тот, кто не предаст».

Вывод: У нас получился замечательный портрет друга.

2. Работа в парах.
— Перед вами карточки со словами, обозначающими качество человека. Подчеркните те из них, которыми должен обладать друг.
Слова на карточках:
доброжелательность, грубость, лживость, терпимость, понимание, отзывчивость, равнодушие, забота, вредность, скупость, честность, драчливость, жадность, бескорыстность, зависть, ответственность, подлость, эгоизм, хвастовство, вежливость.

— Какие слова вы бы добавили к подчеркнутым?
— А нужно ли вам самим обладать такими же нравственными качествами, как и ваш друг? Почему?
- Действительно, народная мудрость гласит: «Найти хорошего друга- это только половина дела: нужно ещё самому быть каким».

3.Анализ ситуации.
— Давайте посмотрим со стороны на одну девочку.

ТРЕБУЕТСЯ ДРУГ
А. Л. Барто
Все живут не тужат,
А со мной не дружат!
Бант у Кати расписной,
Красные колготки,
И характер кроткий.
Я шепчу: «Дружи со мной…
Мы же одногодки,
Как сестрички мы почти, мы как две голубки
Из одной скорлупки.
Я шепчу:- Но ты учти-
Ты во всем должна идти
Другу на уступки!
Предлагаю Ильиной:
-Ты дружи со мной одной!
Есть разряд у Ильиной,
И спортивный свитер,
А девчонок свита!
Подружусь я с Ильиной,
И стану знаменита!

Все пятерки до одной
У Светловой Нади.
Я прошу: «А ты со мной
Подружись хоть на день.
мы с тобой поладим:
Будешь ты меня спасать-
Дашь контрольную списать»
А девчонка на дыбы!
Говорит: «Молчала бы!»
Не вставать же на колени
Уговаривать подруг.
Напишу я объявление:
«Срочно требуется друг».

— Какие вопросы вы бы задали после чтения стихотворения?
(- Почему с этой девочкой никто не хотел дружить?
— Можно ли ставить условия для дружбы?).

4. Размышляем.
— Ребята, что же может разрушить дружбу? (предательство, ссоры, грубые слова, обиды).
— Поднимите руку те, у которых есть настоящий друг.

Настоящий друг везде
Верен — в счастье и в беде;
Грусть твоя его тревожит,
Ты не спишь — он спать не может,
И во всем без лишних слов
Он помочь тебе готов.

5. Работа по учебнику.

— Может ли взрослый (родитель, учитель) быть вашим другом?

— С кем дружит мальчик?

— Может ли быть игрушка другом? Книга?

— Да, дружба может быть и необычной.

VIII. Рефлексия.
— Перед вами «дерево Дружбы». Давайте превратим его в цветущее. Для этого возьмите листочек или цветочек от дерева. Синей пастой напишите, каким самым важным качеством должен обладать друг, красной пастой — от каких недостатков вам хотелось избавиться.
— Посмотрите, какое необыкновенное и красивое у нас дерево Дружбы.
— Давайте вернемся к началу урока. Что мы хотели сегодня выяснить?
2.Закончите предложения.
Сегодня я узнал….
Я понял, что……
Я почувствовал, что.
Мне захотелось…….
Я попробую……

IХ. Итог занятия.
— Вот и подошел к концу наш урок. Пусть на вашем жизненном пути встречаются друзья, чьи сердца будут наполнены добротой, уважением, бескорыстием.
— На память об уроке я вам оставляю законы дружбы.
Помогать друг другу.
Делиться друг с другом.
Не помнить долго обиду.
Доверять друг другу.
Защищать друг друга.
Быть честным.
Быть терпимым.
Быть доброжелательным.
Быть сдержанным.
Уметь прощать.
Не завидовать.

Х. Работа с выставкой художественной литературы о дружбе.

ХI. Домашнее задание.
1. Обсудить с родителями Законы дружбы.
2. Подобрать стихотворение любого поэта на тему «Дружба».
3. Найти пословицы о дружбе, друге.
4. Написать сочинение «Мой друг».